Сначала было натирание тела кровью тотема, затем это переросло со временем в традиционное раскрашивание. Довольно важным средством для использования покровительства тотема считалось постоянное близкое его присутствие. Вот поэтому очень часто тотемные животные живут в пленении, где их откармливают. Например, горцы Формозы, содержат в клетках змею и леопарда, А племена острова Самоа держат дома угрей. Так выработался обычай, согласно которому начали содержать животных в храмах, а также воздавать им различные божеские почести.
У некоторых племен главным средством общения с тотемом является вкушение его тела. Для этого члены рода периодически убивают свое тотемное животное, а затем торжественно, соблюдая ряд обрядов и церемоний, его съедают, причем всего без остатка: даже с костями и внутренностями. Такой же обряд проводится и тогда, когда тотем – это растение.
Этот обычай вовсе не является обидным для самого тотема – это даже угодно ему. Часто сама процедура носит даже такой характер, якобы тотемное животное совершает акт самопожертвования: оно просто жаждет быть съеденным поклонниками. Например, племя гиляки, несмотря на то, что они вышли из тотемного быта, тем не менее, ежегодно торжественно убивают медведя – во время «медвежьего праздника». Они по этому поводу говорят, что «медведь сам дает хорошее место для смертельного удара».
Специалисты уверены, что обычай периодического поедания тотема – это прототип позднейших жертвоприношений антропоморфным богам, когда жертва съедается теми, кто ее принес.
Нередко этот обряд выполняется с целью усмирить терроризирующий племя тотем, или освобождение души тотема, чтобы она следовала в лучший мир. Например, в племени омаха ловят несколько червей, и толкут их вместе с зерном, а затем съедают – это предохраняет ниву на один год. У племени зуньи ежегодно ловят по одной черепахе, которую после горячих приветствий убивают, а мясо и кости «хоронят» в реке, при этом ее не едят – этим они обозначают свое возвращение к вечной жизни.